На ком всё в туризме держится

Девочкам-гидам рядом с каптанами в автобусах не садиться и не вступать с ними в диалог,Рамиз выдал сие указание в начале сезона и неоднократно возвращался потом к этой догме девочкско-гидского поведения, комментируя очередной инцидент в непростых отношениях гидов и водителей туристических «миников», «мидиков» и «басов».

Черные брюки и белая, нередко грязная, рубашка, на лицо вылитый Будулай, окутанный ароматами турецких табаков третьего сорта, маленькие чётки в руке, в глазах — крайне чувствительное к оскорблениям эго, а в магнитоле колымаги, которой он рулит, — неизменные тюркю — народные песенки, тянущие нервы своими заунывными дребезжащими звуками.

Встречайте национального героя туристических широт — турецкого драйвера!

 

GUIDE_20161001_0004

 

Почему трансфер — это квест

 

С водителями, как ни крути, гид проводит большую часть дня, и каптан может стать как благословением, так и проклятием.

Типичный турякский водила не может похвастать изощренным умом, тонким интеллектом и изысканными манерами. Препираться насчёт правил работы он начинает сразу, «не отходя от кассы»: отказывается надеть галстук, является на дело небритым, доводя процесс-контроля Ахмета до белого каления.

«Орхестра Турз» в Бодруме сотрудничает с одной конторой, занимающейся туристическими перевозками.  В штате фирмы около двухсот водителей, собранных со всей страны. Такая географическая пестрота имеет одно неприятное последствие: драйверы-новички абсолютно, СОВЕРШЕННО не знают местных дорог и отелей. А если ты сам новенький неопытный гид, пиши пропало: готовься к нервотрёпке на каждой программе до тех пор, пока сам не выучишь дислокацию гостиниц.

Ты знаешь вот этот отель, аби*?

— Нееет, я не знаю, откуда мне знать? Пусть гид показывает!

— Я тоже не знаю, — пищит испуганный гид.

Тогда позвонишь в офис, или пусть водитель звонит в свою контору, там ему объяснят, как проехать, — наставляет Ахмет, отправляя чуть ли не с белым платочком в руке горемычную парочку в путь-дорогу.

А теперь представьте, что подобная ситуация случилась на эрайвеле.

Водила с далёкого Трабзона, Эрзурума или, того хуже, Бингёля озабочен только своими чаевыми и тем, что галстук-удавка не дает ему свободно вдыхать дымы его сигареты. Рядом с ним юный гид пытается что-то рассказать об инфо-коктейле сорока новоприбывшим туристам, попутно названивая в офис и получая подсказки по прохождению квеста.

Стыдоба и срамота, скажу я вам. Сертификат качества, ага.

 

За чемоданами следите сами

 

Но и на этом не кончаются сюрпризы, которые способен явить нам турецкий драйвер.

Однажды у меня был эрайвел с фидером на Торбе. Как положено, без сучка без задоринки я отсадила туристов в «миник», поручив их киргизской девочке-гиду, еду дальше. И уже добравшись до отдаленного отеля в Тургутрейсе, выясняю, каков идиот оказался водила моей киргизки. Он попросту выхватил из моего «баса» не те чемоданы, перепутал багаж, туристы крайне удивились пропаже своего добра, а мой водила долго комментировал умственные способности своего коллеги, уверяя, что всегда предоставляет забирать багаж его хозяевам и сам не лезет к чемоданам.

 

Лёгкий рэкет на дороге

 

Есть еще один немаловажный момент — упомянутые выше чаевые. Святой Грааль. Кольцо Всевластия. Игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке.

Водилы норовят забирать все чаевые с программы себе, полагая, что всю работу делают они, а гид тут так, для красоты. И была бы там хоть сумма — в основном, война идет за 2-4 доллара. Тем не менее, находятся такие гиды, которым принципиально важно отбить половину «чая» себе.

Татарская девочка Амиля учила всевозможные способы донести до сознания турецкого драйвера фразу «Чаевые делим пополам», в ход шло и английское «фифти фифти», и турецкое «яры ярыя»**, однако ее жалобы на жадность водил не прекращались.

А я всегда справедливо полагала, что чаевые, которые я получаю из рук туристов на турах, — это исключительно мои чаевые. Ну, в самом деле, какое отношение может иметь водитель, доставивший нас от порта в отель, к пяти часам плавания на яхте в компании, например, славного капитана Хютейна (не менее жадного до денег)? Никакого.

Во второй половине сезона я стала замечать, что некоторые водилы как-то недружелюбно настроены, как-то грубят, ворчат, игнорируют. Правду мне открыл Ахмет, сообщив однажды:

Нади, чаевые всегда яры ярыя. Водители на тебя жалуются, что ты не делишься.

— Я делаю туры! Чаевые дают мне после тура!

— Все равно. Если их дают в салоне автобуса, то яры ярыя.

Разумеется, на меня это внушение не подействовало.

 

Водители делают это с энтузиазмом

 

Водилы могли сколько угодно дуться и обижаться, могли и «настукивать», чем они, собственно, регулярно занимались.

Вышла, к примеру, из ложмана девчушка с огромными серёжками до плеч, Ахмет сделал ей замечание — сняла, села в автобус — снова надела, а драйвер из особо идейных (как правило, из орхестровских штатных) возьми да и позвони Ахмету. А тот обязательно вечером на собрании с удовольствием объявит во всеуслышание, чтоб другим неповадно было.

 

Они научат работать без сна

 

На самом деле, оставалось лишь удивляться тому, как в таких рабочих условиях многие водители умудрялись сохранять чувство юмора, способность думать, помогать и не теряли бодрости духа. Приезжим из других илей*** не предоставляют даже ложмана переночевать и принять душ. Водилы спят в своем транспорте. В багажнике наших «миников» и «мидиков», кроме всего прочего, всегда найдется подушка и покрывало. Но даже такого украденного сна у героических драйверов катастрофически мало: от двух до шести часов в сутки, если повезло. Многие страдают от недосыпа.

Под конец сезона мне «посчастливилось» отправиться на трансфер в Даламан: четыре часа езды туда и столько же обратно. Я ехала в «минике» с пожилым дядечкой, который и без того не был обременен живостью ума. А тут он выдвинулся в путь еще и невыспавшимся. Представьте, как скакнул у меня адреналин, когда наш автобус начал вилять по дороге. Глаза у водилы соловели, «миник» замедлялся, съезжал с полосы, пока я не окликала дядьку по имени.

Так и ехали.

В Даламане я не сочла за труд купить старикану кружку растворимого кофе за два доллара в кафешке аэропорта. Честно говоря, помогло это мало, и всю обратную дорогу пришлось зорко следить за водилой, обделяя своим вниманием двух весёлых русских теток, что устроились с коньяком на заднем сидении.

Несмотря на все мытарства, зачастую турецкий каптан выручал в трудной ситуации. С некоторыми и вовсе было приятно иметь дело.

 

Мои аплодисменты лучшим драйверам!

 

  • Спасибо Али каптану. В начале сезона, когда меня замутило на крутых бодрумских поворотах в нашем минивэне, он дал мне подышать у моря и развеяться;
  • Спасибо старому, иссохшему, как морской волк, Ибрахим каптану, Шумахеру бодрумских серпантинов, — с ним не грозили опоздания;
  • Спасибо спокойному и сдержанному Мустафе каптану, что помогал мне справляться с трудным маршрутом трансфера;
  • Спасибо всем тем, кто не жалел последних денег, чтоб купить голодному гиду булочку и газировку на утренней программе, мороженое или еще какую снедь по дороге с программы, а то и вовсе набрать целый пакет еды с собой в ложман.

Иногда можно было послушать и тюркю, выключить кондиционер и открыть окна, впустив ветер, расспросить каптана о том, откуда он родом, и поделиться переживаниями по поводу рабочих перипетий.

Часто, сколько в простаках-водилах было невежества и грубоватых манер, столько в них имелось и души.

Незамысловато.

 

Смотрите также Словарь профессионализмов бодрумских гидов

 

* турецк.  ağabey или сокращенно разг. abi — буквально «старший брат», а также уважительное обращение к старшему мужчине

** англ. fifty fifty; турецк. yarı yarıya — пятьдесят на пятьдесят, пополам

*** турецк. il — единица административного деления Турции (бывший вилайет), подобно области или краю

||||| Like It 3 |||||

Комментарии

  • 23.08.2017 в 17:09
    Permalink

    Надежда, подскажите пожалуйста, возможно ли устроиться трансферным гидом, без туристического образования?

    • 23.08.2017 в 17:49
      Permalink

      Я журналист, а потому устраивалась именно так, правда через организацию, которая меня и воткнула туда. Они делали необходимый пакет документов, включающий «липовую» справку о том, что я учусь на туристическом направлении. Офис конторы находится в Новосибирске — мне сделали все дистанционно.
      Главное — действуйте! Не сдавайтесь! Надо переть напролом! 😉
      И удачи!

  • 05.05.2017 в 14:44
    Permalink

    Видно не от хорошей жизни едут из своих родных мест в туристические водители, чтобы заработать. И зарабатывают кто как может. А уж условиях их проживания не позавидуешь. И страшно, как туристу, ехать с такими в турах. Не высыпаются, жадные, зацикленные на самих себе. Туристы для таких просто способ заработка. При этом, наверное, водилы думают, что все туристы — люди исключительно богатые, а потому не грех раскручивать их на чаевые.

    • 06.05.2017 в 00:29
      Permalink

      В Турции чаевые — особая культура.
      И, конечно, зарабатывать едут. Они всю зарплату домой отсылают семье…

Добавить комментарий

Войти с помощью: