— Скажи водителю, чтоб отвез тебя в отель Lux, — сообщил мне заспанный голос шефа в телефонной трубке, когда я почти закончила свою программу в соседней гостинице Delia Beach. — Там две женщины, пообщаешься с ними…
— В смысле? О чем общаться?
— Ну, инфо дашь!
— А как? У меня же ничего нет: ни цен, ни списка экскурсий..!
— Позвонишь кому-нибудь из гидов, спросишь, — казалось, Рамиз открывал рот на автомате.
— А если они захотят что-то купить..? — начала было я, пытаясь осознать, что же это за счастье свалилось на мою голову.
— #$%&, что за вопросы?! $%&@# со своими вопросами! Вообще у меня больше не будешь инфо делать!
— Окей, окей, я разберусь.
Так и закончился спонтанный тренинг отельного гида, ничего другого в «Орхестре», как выяснилось позже, и не предусматривалось — несмотря на сертификат качества ISO 9001.
Как становятся отельными гидами в Бодруме
Надо сказать, что такого бардака с карьерным ростом, каковой наблюдался в бодрумском филиале, больше нет нигде. Ни один шеф-гид в здравом уме не отправит неопытного первогодка в девять кругов ада под названием «инфо». Минимум со второго сезона гид может попробовать свои силы в «отельничестве», а обычно продавать туристам экскурсии можно лишь с третьего-четвертого сезона работы, когда ты уже знаешь, как пекутся блины высоких продаж на туристической кухне.
Однако Рамиз не заморачивался с подобными сложностями: отельная база у «Орхестры» большая, гости на курорт так и едут, а ушлый торгаш-азербайджанец, конечно, не намерен терять потенциальную прибыль из-за того, что у него слишком мало отельных гидов.
— Стали отельниками, так жопы поднялись у всех, смотрю, — смаковал шеф, с сальной улыбочкой на лице прохаживаясь за спинами сидящих на собрании девочек-«отельниц». — С первого года уже отельники, я х%ею.
Тайный смысл этих реплик остался нераскрытым для меня, потому что гидов на инфо отправлял сам Рамиз. Нередко прямиком из своей постели.
Отельников снабжали корпоративными ноутбуками, красочными альбомами с фотографиями турецких достопримечательностей, каждый гид клал в свою папку прайс-лист на экскурсии и расписание оных и, прихватив «лапшу» у трансферменов, бросался в кровавую мясорубку активных продаж.
Нескольких гидов развозил один «миник»*, который должен был поспеть во все отели к назначенному времени. Учитывая, что порой мудрый офис составлял инфо-программы с закрытыми глазами, в одном списке оказывались гостиницы на противоположных концах полуострова Бодрум.
Однажды в пик сезона, когда я была вынуждена замараться «отельничеством», водитель выжимал, что есть сил, но мы, четыре девчонки, катастрофически опаздывали на встречу с туристами. Я появилась в отеле Luba Club ровно через час после указанного в программе времени. Вбежала в лобби, теряя туфли, растрепанная и взвинченная, смотрю — мои турики сидят в креслах, как пионеры: спинки прямо, ручки на коленках, меня ждут. Надо было видеть, как я, сгорая от стыда, пыталась свалить вину за опоздание на нерадивый офис и нехватку транспорта.
Снимайте розовые очки, господа отдыхающие!
Чего ждут постояльцы гостиниц от отельных гидов? Что те придут и поменяют им «стандарты» на королевские люксы, вкрутят лампочку, починят телевизор и кондиционер, расстреляют шумных соседей из номера сверху, а заодно и слишком назойливых горничных, вытравят муравьев и ликвидируют всю анимацию с ее громкой музыкой.
Ну, а чего хотят отельные гиды от своих клиентов? Денег, денег и еще раз денег.
— Рамиз, я не могу обманывать детей, — заявила как-то Зина на собрании отельных гидов, намекая на методы изымания зеленых купюр из клиентов.
— Тогда тебе не место в туризме, — отрезал он.
У самого шефа, который благополучно совмещал начальнические функции с теплым местечком отельного гида, да и у его дружка Мехмеда таких проблем не возникало. Чтобы достичь главной цели своего существования — ПРОДАТЬ, в ход шло все: обман, мошенничество, подлог, шантаж, рукоприкладство (преувеличила лишь самую малость).
— Приходит ко мне турист и хочет купить Дальян, — рассказывал Мехмед. — По нему видно, что его накрутили еще на трансфере, он заведен весь! И ты начинаешь его «перчить»! И если после этого удается продать ему Памуккале вместо Дальяна — вот оно, высшее наслаждение!
Мехмед, образчик цинизма в нашем ложмане, проработавший то ли 10, то ли 12 лет в этом бизнесе, обычно включал крокодилью улыбку с полным набором кариесов обаяние и давил им нервических дам, изголодавшихся по мужскому вниманию, до упора.
Простите, что не сказали вам сразу, но…
Рамиз, мало того что загреб под себя все фешенебельные Рихосы, Парадайзы, Луфалуки, Демпински и прочие, так и еще и попросту безбожно врал. Простой пример: он заливал туристам, что до Памуккале, Эфеса и других занимательных мест ехать всего лишь 2,5 часа вместо четырех, и его не смущало, что в семьях есть маленькие детишки.
Однажды я везла на Памуккале его клиентов, семью азербайджанских евреев, с ними был двухлетний мальчонка, который от долгой дороги, разумеется, начал выкидывать коленца. А его папаша до конца путешествия недоумевал:
— Ну как же? Ведь земляки же? Своих же обманул! Видит же, что маленький ребенок! Да мы бы знали, что четыре часа, не поехали бы!
«Эх, потому он и не дал вам это узнать, наивные вы чудаки».
Такое в туризме сплошь и рядом. Продукт, в нашем случае экскурсия, заворачивается в кричаще-яркую рекламную упаковку, надежно маскирующую все изъяны содержания.
Страшны ли гиду жалобы туристов
Обманутые покупатели могут сколько угодно жаловаться и выражать недовольство, но поезд-то уже ушел. Рамиза не волновало, что о нем думают клиенты, которые строчили гневные отповеди в анкетках по итогам отдыха:
«Гид Рамиз — самый отвратительный из тех, с кем доводилось встречаться. Хамит, не решает вопросы, не отвечает на звонки».
Анкеты отправлялись в главный офис в Анталию, но все мы были уверены, что они ни на что не влияют.
«Орхестра» не закрепляла за каждым отелем своих гидов, те циркулировали по-броуновски свободно, и найти злодеев после инфо-коктейля было крайне сложно. А потому и слить негатив обманутым туристам нашей хитроумной конторы было некуда. Юных неоперившихся отельников Рамиз наставлял, как правильно ставить на место справедливо возмущенных зарвавшихся туристов:
— Скажи ему «Ты кто такой? Давай, до свидания!» и все.
Вообще, знаменитую строчку песенки, придуманную г-ном Рустамовым, смело можно сделать слоганом бодрумского филиала образца 2012 года. Требуешь возврата денег за экскурсию? Недоволен семью часами пути от своего отеля до Памуккале? Гида не найти в гостинице? Автобус опоздал на полчаса? Ответ один — смотри выше.
Пора открыть правду
Единственное, что беспокоит шеф-гидов и офисы фирмы, — это орталама**, основной показатель работы отельников. Берем общее количество туриков, с которыми ты обязан провести инфо-коктейль в конкретный день, делим на общую сумму твоих продаж за этот день — получаем орталаму, и если она, не приведи господь, меньше семидесяти, то жди начальственного гнева на собрании:
— Когда хотят, они продают! А что, раз сегодня ночью вас не удовлетворили, так и продаж нет? Тоже мне, отельники! О курдярских членах только мечтаете! Если не принесете с инфо нормальную сумму в офис, пойдете на трассу зарабатывать оставшееся!
Трансферникам тоже доставалось:
— Почему у вас туристы на инфо не выходят? Вы им рассказываете про безопасность? С этого дня на «лапше» все трансферные гиды пусть пишут свои имена, у кого не будут туристы на инфо выходить, клянусь, буду вычитать из зарплаты!
Шеф-гид непосредственно зависит от орталамы своих подчиненных: больше заработают, больше упадет и в его карман. Однажды в светлую голову Рамиза пришла гениальная мысль, которой он очень гордился:
— Девочек будем зашивать*** и продавать — так, может, заработаем что-то на гидах, — и децибелы олигофренического смеха.
По счастью, судьба была ко мне благосклонна. Когда в пик сезона в Бодрум из соседнего региона отозвали опытного отельника для поднятия орталамы, меня с этой работы сняли и окончательно утвердили в должности тургида. Нервотрёпка инфо сменилась развлечениями в дельфинарии и морской качкой на яхтах.
…и наступила почти что райская благодать.
Смотрите также Словарь профессионализмов бодрумских гидов
* профессионализм — автобус на 12-16 посадочных мест, типа «Газели»
** турецк. ortalama — усреднение, среднее значение
*** излишне моральные читатели, не поймите неправильно — такова правда жизни, так на самом деле устроены зубры туризма, акулы продаж, торгаши с источенной червем наживы душонкой. И даже хуже