Секретная формула превращения в отельного гида

Скажи водителю, чтоб отвез тебя в отель Lux, — сообщил мне заспанный голос шефа в телефонной трубке, когда я почти закончила свою программу в соседней гостинице Delia Beach. — Там две женщины, пообщаешься с ними…

В смысле? О чем общаться?

Ну, инфо дашь!

А как? У меня же ничего нет: ни цен, ни списка экскурсий..!

Позвонишь кому-нибудь из гидов, спросишь, — казалось, Рамиз открывал рот на автомате.

А если они захотят что-то купить..? — начала было я, пытаясь осознать, что же это за счастье свалилось на мою голову.

#$%&, что за вопросы?! $%&@# со своими вопросами! Вообще у меня больше не будешь инфо делать!

Окей, окей, я разберусь.

Так и закончился спонтанный тренинг отельного гида, ничего другого в «Орхестре», как выяснилось позже, и не предусматривалось — несмотря на сертификат качества ISO 9001.

GUIDE_20160924_0001

Как становятся отельными гидами в Бодруме

 

Надо сказать, что такого бардака с карьерным ростом, каковой наблюдался в бодрумском филиале, больше нет нигде. Ни один шеф-гид в здравом уме не отправит неопытного первогодка в девять кругов ада под названием «инфо». Минимум со второго сезона гид может попробовать свои силы в «отельничестве», а обычно продавать туристам экскурсии можно лишь с третьего-четвертого сезона работы, когда ты уже знаешь, как пекутся блины высоких продаж на туристической кухне.

Однако Рамиз не заморачивался с подобными сложностями: отельная база у «Орхестры» большая, гости на курорт так и едут, а ушлый торгаш-азербайджанец, конечно, не намерен терять потенциальную прибыль из-за того, что у него слишком мало отельных гидов.

Стали отельниками, так жопы поднялись у всех, смотрю, — смаковал шеф, с сальной улыбочкой на лице прохаживаясь за спинами сидящих на собрании девочек-«отельниц». — С первого года уже отельники, я х%ею.

Тайный смысл этих реплик остался нераскрытым для меня, потому что гидов на инфо отправлял сам Рамиз. Нередко прямиком из своей постели.

Отельников снабжали корпоративными ноутбуками, красочными альбомами с фотографиями турецких достопримечательностей, каждый гид клал в свою папку прайс-лист на экскурсии и расписание оных и, прихватив «лапшу» у трансферменов, бросался в кровавую мясорубку активных продаж.

Нескольких гидов развозил один «миник»*, который должен был поспеть во все отели к назначенному времени. Учитывая, что порой мудрый офис составлял инфо-программы с закрытыми глазами, в одном списке оказывались гостиницы на противоположных концах полуострова Бодрум.

Однажды в пик сезона, когда я была вынуждена замараться «отельничеством», водитель выжимал, что есть сил, но мы, четыре девчонки, катастрофически опаздывали на встречу с туристами. Я появилась в отеле Luba Club ровно через час после указанного в программе времени. Вбежала в лобби, теряя туфли, растрепанная и взвинченная, смотрю — мои турики сидят в креслах, как пионеры: спинки прямо, ручки на коленках, меня ждут. Надо было видеть, как я, сгорая от стыда, пыталась свалить вину за опоздание на нерадивый офис и нехватку транспорта.

 

Снимайте розовые очки, господа отдыхающие!

 

Чего ждут постояльцы гостиниц от отельных гидов? Что те придут и поменяют им «стандарты» на королевские люксы, вкрутят лампочку, починят телевизор и кондиционер, расстреляют шумных соседей из номера сверху, а заодно и слишком назойливых горничных, вытравят муравьев и ликвидируют всю анимацию с ее громкой музыкой.

Ну, а чего хотят отельные гиды от своих клиентов? Денег, денег и еще раз денег.

Рамиз, я не могу обманывать детей, — заявила как-то Зина на собрании отельных гидов, намекая на методы изымания зеленых купюр из клиентов.

Тогда тебе не место в туризме, — отрезал он.

У самого шефа, который благополучно совмещал начальнические функции с теплым местечком отельного гида, да и у его дружка Мехмеда таких проблем не возникало. Чтобы достичь главной цели своего существования — ПРОДАТЬ, в ход шло все: обман, мошенничество, подлог, шантаж, рукоприкладство (преувеличила лишь самую малость).

Приходит ко мне турист и хочет купить Дальян, — рассказывал Мехмед. — По нему видно, что его накрутили еще на трансфере, он заведен весь! И ты начинаешь его «перчить»! И если после этого удается продать ему Памуккале вместо Дальяна — вот оно, высшее наслаждение!

Мехмед, образчик цинизма в нашем ложмане, проработавший то ли 10, то ли 12 лет в этом бизнесе, обычно включал крокодилью улыбку с полным набором кариесов обаяние и давил им нервических дам, изголодавшихся по мужскому вниманию, до упора.

 

Простите, что не сказали вам сразу, но…

 

Рамиз, мало того что загреб под себя все фешенебельные Рихосы, Парадайзы, Луфалуки, Демпински и прочие, так и еще и попросту безбожно врал. Простой пример: он заливал туристам, что до Памуккале, Эфеса и других занимательных мест ехать всего лишь 2,5 часа вместо четырех, и его не смущало, что в семьях есть маленькие детишки.

Однажды я везла на Памуккале его клиентов, семью азербайджанских евреев, с ними был двухлетний мальчонка, который от долгой дороги, разумеется, начал выкидывать коленца. А его папаша до конца путешествия недоумевал:

Ну как же? Ведь земляки же? Своих же обманул! Видит же, что маленький ребенок! Да мы бы знали, что четыре часа, не поехали бы!

«Эх, потому он и не дал вам это узнать, наивные вы чудаки».

Такое в туризме сплошь и рядом. Продукт, в нашем случае экскурсия, заворачивается в кричаще-яркую рекламную упаковку, надежно маскирующую все изъяны содержания.

 

Страшны ли гиду жалобы туристов

 

Обманутые покупатели могут сколько угодно жаловаться и выражать недовольство, но поезд-то уже ушел. Рамиза не волновало, что о нем думают клиенты, которые строчили гневные отповеди в анкетках по итогам отдыха:

«Гид Рамиз — самый отвратительный из тех, с кем доводилось встречаться. Хамит, не решает вопросы, не отвечает на звонки».

Анкеты отправлялись в главный офис в Анталию, но все мы были уверены, что они ни на что не влияют.

«Орхестра» не закрепляла за каждым отелем своих гидов, те циркулировали по-броуновски свободно, и найти злодеев после инфо-коктейля было крайне сложно. А потому и слить негатив обманутым туристам нашей хитроумной конторы было некуда. Юных неоперившихся отельников Рамиз наставлял, как правильно ставить на место справедливо возмущенных зарвавшихся туристов:

Скажи ему «Ты кто такой? Давай, до свидания!» и все.

Вообще, знаменитую строчку песенки, придуманную г-ном Рустамовым, смело можно сделать слоганом бодрумского филиала образца 2012 года. Требуешь возврата денег за экскурсию? Недоволен семью часами пути от своего отеля до Памуккале? Гида не найти в гостинице? Автобус опоздал на полчаса? Ответ один — смотри выше.

 

Пора открыть правду

 

Единственное, что беспокоит шеф-гидов и офисы фирмы, — это орталама**, основной показатель работы отельников. Берем общее количество туриков, с которыми ты обязан провести инфо-коктейль в конкретный день, делим на общую сумму твоих продаж за этот день — получаем орталаму, и если она, не приведи господь, меньше семидесяти, то жди начальственного гнева на собрании:

Когда хотят, они продают! А что, раз сегодня ночью вас не удовлетворили, так и продаж нет? Тоже мне, отельники! О курдярских членах только мечтаете! Если не принесете с инфо нормальную сумму в офис, пойдете на трассу зарабатывать оставшееся!

Трансферникам тоже доставалось:

Почему у вас туристы на инфо не выходят? Вы им рассказываете про безопасность? С этого дня на «лапше» все трансферные гиды пусть пишут свои имена, у кого не будут туристы на инфо выходить, клянусь, буду вычитать из зарплаты!

Шеф-гид непосредственно зависит от орталамы своих подчиненных: больше заработают, больше упадет и в его карман. Однажды в светлую голову Рамиза пришла гениальная мысль, которой он очень гордился:

Девочек будем зашивать*** и продавать — так, может, заработаем что-то на гидах, — и децибелы олигофренического смеха.

По счастью, судьба была ко мне благосклонна. Когда в пик сезона в Бодрум из соседнего региона отозвали опытного отельника для поднятия орталамы, меня с этой работы сняли и окончательно утвердили в должности тургида. Нервотрёпка инфо сменилась развлечениями в дельфинарии и морской качкой на яхтах.

…и наступила почти что райская благодать.

 

Смотрите также Словарь профессионализмов бодрумских гидов

 

* профессионализм — автобус на 12-16 посадочных мест, типа «Газели»

** турецк. ortalama — усреднение, среднее значение

*** излишне моральные читатели, не поймите неправильно — такова правда жизни, так на самом деле устроены зубры туризма, акулы продаж, торгаши с источенной червем наживы душонкой. И даже хуже

||||| Like It 2 |||||

Добавить комментарий

Войти с помощью: