Посвящение в гиды: вы этого не знали

Я больше сюда не вернусь! Я не хочу через пару лет превратиться во второго Мехмеда или Петро! — пылал праведным гневом Игорёк.

То есть?

В 30-40 лет жить без семьи, без жены, стать циничным животным, обманывать туристов!

Вот так коротко и без прикрас гид-экскурсионник Игорь, студент туристического вуза Екатеринбурга и верный раб воин «Орхестра Турз», описал вершину карьеры любого гида, впахивающего на египетско-турецко-тайских просторах.

guide_01

 

Стать волком или волчьим кормом — выбор за вами

 

Чтобы начать продвижение к апофеозу цинизма и алчности, то бишь теплому местечку отельного гида, нужно всего лишь найти в интернете объявление о наборе трансферных гидов для работы в Турции на такой-то сезон. Меня пристроили в курортный городишко Бодрум, бывший Галикарнас — родину отца истории Геродота. Место считается самым европейским курортом Турции и находится на берегу Эгейского моря.

В день моего приезда в ложман гидов* туда заехали еще трое страдальцев — молодняк из того же вуза, что и Игорь.

К нам пришли из компании «Орхестра Турз» и предложили работать гидами, — рассказали мне эти ребятки, так что судите сами: большая часть гидов на югах — это студенты.

Причем неофиту достаточно не иметь физических уродств и хоть как-то знать английский язык — остальное сделает жестокая машина туризма.

Мне здесь не нужны бараны, мне нужны волки! — заявил шеф-гид Рамиз, типичнейший гражданин Азербайджана со всеми вытекающими, грозно сверкая глазами на дрожащих первогодок.

 

Попрощайтесь с паспортом

 

Мое превращение из блеющей овечки в кровожадного волка началось с похода в офис «Орхестры» — в Бодруме это домик на крутом пригорке, обросший бугенвилиями. Первым широким шагом в рабство стало расставание с паспортом. Оный краснокожий российский документ канул в ворохе турецких бумаг под бдительными взорами офисных работников, которые взамен всучили мне орхестровскую униформу: три рубашки, юбку, брюки, шарфик и пряжку для шарфика, вместительную сумку (грязную, замасленную, видавшую виды в руках прежних гидов), а затем под роспись рабочую сим-карту, несколько килограммов документов для работы, здоровенную табличку с логотипом фирмы, türsab (разрешение на перевозку туристов) и, конечно же, красивую, всю в фирменных лейблах, папку гида. Хочу сразу отметить, в тропической жаре сия униформа в чем-то сродни пластиковому пакету, который довершают обязательные черные закрытые туфли и отсутствие солнцезащитных очков.

 

Вступительные экзамены гидов

 

Ритуальная инициация новичков продолжилась уже в ложмане — вторым этапом стало копирование и заучивание наизусть священного текста трансфера. Это то, что вы обычно слышите в автобусе по дороге из аэропорта во время своих ежегодных отпускных вояжей в рай ол инклюзива (или полурай полупансиона). Причем новобранцы туризма обязаны записать его под диктовку одного из опытных гидов и никак иначе. Я схитрила: скинула текст на флешку, позже распечатала за копейки в конторе неподалеку от ложмана. Пожалела я об этом где-то в середине сезона, когда трансфер уже прочно засел в моем мозгу — тогда офис вместе с шефом решили устроить нам проверку и приказали принести написанные от руки тексты.

Ну что? Блеяла, крутилась, как могла, выдумывала, оправдывалась… В общем, приятного мало.

Посвящение в гиды состоялось в первые пару недель сезона. На одном из ежевечерних собраний Рамиз коротко бросил в своей излюбленной манере тупого сержанта:

Ты! Встань, расскажи трансфер!

При всех, разумеется. И не подглядывать. Громко и уверенно. Наизусть 11 листов печатного текста. У меня все прошло хорошо, чего не скажешь про многих моих товарищей-первогодок. Из некоторых овечью сущность не удалось выбить и к концу сезона.

 

Цена вопроса

 

Когда коллектив региона Бодрум полностью укомплектовался юными киргизскими гидами, нас таких отельников, турников, историков, трансферменов и топламистов** набралось душ около тридцати. Из этого числа по-турецки хорошо изъяснялось всего четверо, включая шефа. Общаться с водителями и персоналом отелей простыми фразами могли еще человека три, остальные в той или иной степени знали английский, который не всегда способствовал взаимопониманию с местным населением. Кроме того, большая часть бодрумских гидов была новичками лет 19-22-х.

Думаю, теперь понятно, почему сопровождающая вас в автобусе девочка может не знать, какой в вашем отеле пляж, кем были родители Ататюрка, как называется вон то цветущее растение и во сколько кусков ткани заворачивается труп на мусульманских похоронах.

Униформа, тяжеленная сумка гида в руке, травянисто-зеленая табличка «Орхестры» под мышкой и трансфер в мозгах — вот всё, с чем юный «падаван» выходит в мир большого туризма, робкий, запинающийся, потеющий от жары и от ужаса перед туристами, собственными ошибками и неизбежными штрафами. Выходит с окладом в 350 долларов плюс незначительные бонусы за выполненную работу — итого в месяц около 450-500 долларов.

 

* турецк. lojman — общежитие для персонала предприятия

** названия-профессионализмы различных направлений в работе гида

Смотрите также Словарь профессионализмов бодрумских гидов

||||| Like It 1 |||||

Комментарии

  • 21.12.2016 в 17:29
    Permalink

    Вывод напрашивается только один. Работать нужно в своей стране, где у работника есть права и, если даже кто-то попытается их нарушить, всегда есть возможность отстоять их по закону. За морями и долами только отдыхать можно.

    • 21.12.2016 в 17:43
      Permalink

      Да ну? Как отстоять право на «белую» зарплату и уважение прав сотрудника перед теми работодателями, которые даже не подписывают с тобой законный договор и в любой момент могут сказать: «Пиши по собственному, иначе будет хуже»? Как отстоять права молодых матерей с детьми на руках? Как избежать вопросов о возрасте при приеме на работу? И опять же откуда такие выводы про «моря и долы»? Вы пробовали там работать? Не стесняйтесь — поделитесь своим опытом с читателями

Добавить комментарий

Войти с помощью: