Тайна грязеобразования в Индии

Представления об Индии у человека, который доселе в ней не бывал, содержат в основном стереотипы вроде «грязь», «нищета», «вегетарианство», «разноцветные сари», «множество браслетов», «смешной английский», «бесконечные песни и пляски», «священные коровы и кучи навоза». Однако, скажем, персонаж, вдохновленный идеями просветления, медитаций на мантры и янтры, йогой, сыроедением каким-нибудь невообразимым, или же просто любитель  поувлечься «экзокультурами»* будет восторженно рассыпаться на тему «Индия-де высокодуховный край, стоящий над обрыдлыми законами капиталистического общества потребления! Не каждому-де дано понять!». Ну и всё в таком роде.

Карикатура: противостояние двух категорий индийцев

«…и лжицы не знают».

Афанасий Никитин, «Хожение за три моря»

Часть таких вот поклонников, приземляясь, наконец, в земле обетованной, вдохнув воздуха, напоенного ароматами земли, травы, навозца и палочек-агарбати, вконец теряет голову, снимает с себя тесную, удушающую европейскую одежду, напяливает безразмерные шаровары, а то и вовсе дхоти**, отращивает дреды, покрывается многочисленными татуировками с «Ом»’ом, «Тришулом», «Шри-янтрой»*** и иже с ними, надевает всяческие фенечки и чётки, цепляет за спину рюкзак и, полностью отпустив душу в полёт вместе с клубами сладкого зелёного дыма, проводит свои дни в поисках Бога, выпивки, чарраса**** и таких же безбашенных индолюбов.

 

Почему не нужно рожать много детей

 

Будучи по природе реалистом, пусть иногда и увлекающимся, я какой день подряд пытаюсь разобраться в истине. Она ж, как известно, «где-то рядом», вот только дотронуться до нее так же трудно, как укусить себя за локоть.

Когда я первые спросила о проблеме великого количества мусора на улицах, один индийский парнишка сумбурно наплёл мне о большой популяции, о правительстве, которое не справляется, о необразованной части населения.

Сейчас я молчу. Наблюдаю. И вижу такую картину: человек развернул шоколадку/мороженое/палочки-агарбати — бросил обёртку на землю. Машинально. Ему даже в голову не приходит отыскать урну. Человек приехал посидеть на природе, открыл пивцо, выпил, оставил бутылку там, где сидел, то бишь в красивом месте на берегу моря или на утёсе, в национальном парке, в лесу.

Спрашиваю:

— Что творишь? Зачем мусоришь? Нехорошо же для экологии, для будущих поколений, детей, внуков…

— Ну… урны нет, некуда бросить… — оправдывается он смущенно.

— С собой возьми, в пакет положи, позже выбросишь!

Но такая забота о собственном крае пока что ещё не впиталась с молоком матери. Принцип действует простой: где поел, там и объедки оставил. Зачем утруждать себя мыслями о какой-то экологии?

 

Их не успели воспитать британцы

 

Есть. Есть и среди местного смуглокожего населения продвинутые образчики, такие, кто способен заявить:

— Прежде была Индия! Сейчас? Пыль повсюду и слабая инфраструктура.

Мне сказал это юноша по имени Джайант, чьи предки принадлежали роду правителей-кшатриев, царствовавших в небольшом округе до то дня, когда Индия была избавлена от британского владычества и все королевские семьи лишились титулов, земель и большей части весьма впечатляющего богатства. Юноша откровенно сожалеет о потере власти его семьей, гордится своей светлой кожей, открыто презирает традиционные индийские ценности низких каст и в шутку али нет именует себя в кругу друзей «Толстым Королем Великим».

Индийский мужчина, не испорченный тлетворными европейскими веяниями, садится за стол и кладет босые ноги на этот самый стол, ступни при этом далеки от первозданной чистоты. Он курит сигареты или бири — их индийскую разновидность, «натуральные», можно сказать, «халяльные», без красителей и химикатов. Он красит седеющие волосы или бороду, ежель он поклонник пророка Мухаммеда, стопроцентно натуральной хной, он жует зёрна кардамона после еды вместо жвачки и всю пищу ест правой рукой! «Левой же не приимется ни за что», как знаем мы из путевых записок тверского купца Афанасия Никитина. Человека неподготовленного эта картина может повергнуть в шок. Ладно, я согласна есть руками курицу карри или масала с помощью лепёшки роти. В конце концов, в России тоже распространен способ отправки пищи в рот посредством куска хлеба. Но рис, смешанный с овощным или гороховым рагу? Индиец попросту месит это в своей тарелке, а потом пятернёй закладывает в рот. Само собой, часть падает обратно на блюдо, часть остается на пальцах, и трушный индостанец ничтоже сумняшеся облизывает их.

Меня тошнит при виде этого, — прокомментировал изнеженный несостоявшийся принц Джайант, тоскующий о днях былого сотрудничества индийских раджей и британских колонизаторов.

Бог дал нам руки для еды, — не согласен другой, подлинный сын Индии Ранджит, истово ратующий за независимость и в наши дни готовый любому горло порвать за родную Индию. — Есть руками — естественно.

С кем согласиться? Кто прав? Какой-то частью души я понимаю позицию такого природного подхода, но воспитанная в другой культуре, автоматически морщусь при виде эдаких застольных манер.

 

Край прокачанных сердец

 

Уровень терпимости к бытовым трудностям у индийцев удивительно высокий. Что для «бхарати»***** норма, то европейцу — дизентерия. Я ни на миг не сомневаюсь, что любой мой индийский гость был бы впечатлен состоянием домов, подъездов и дворов Кировского района, а мусор и облупившиеся фасады зданий он бы даже не заметил.

Всё, что индиец имеет, он предлагает от души. Тарелка риса и дала без вилки? Стакан обычной нефильтрованной воды (бог знает, сколько в ней живет экзотических палочек)? Невероятные остро-кислые пикули на завтрак? Маленькая комната под двускатной крышей без потолочного перекрытия? Душ с холодной водой? Пожалуйста! Угощайтесь, живите! Он рад делиться тем, что есть, и не ищет чего-то большего. Он словно бы несколько отстал во времени. Пусть темнокожие пальцы, унизанные перстнями, и держат навороченный смартфон, но его мировосприятие лет на 30-40 моложе «цивилизованного» европейского.

Хотите в недавнее прошлое? Пожалуйста, приезжайте в Индию. Хотите подальше, в Средние века? Извольте — индийская деревня.

«Саб куч милега»****** в Индостане, как говорят местные, и, клянусь всеми богами, так оно и есть.

 

*как выразился обо мне бывший яркий представитель бодрумского гид-сообщества, по совместительству ярый славянофил, «ёбуржец» Игорь

**дхоти — традиционная мужская не сшитая одежда, кусок ткани, которым драпируются бедра

***индуистские философско-религиозные символы

****одно из местных названий марихуаны

***** хинди — «индиец»

****** хинди — «все возможно»

||||| Like It 4 |||||

Добавить комментарий

Войти с помощью: