Быть тур-гидом круто, но…

Нет, ну это просто безобразие! Сколько ездим — и все у «Орхестры» одно и то же! — надрывали голоса туристы из отеля Gumbet Beach, когда я опоздала к ним минут на 30 на топламе на групповую яхту.

Вы уж извините, у нас тут такие накладки, в первом отеле ошибка случилась… — рассыпаюсь я, но чувствую, что уже пронзена насквозь огненными взорами и жарюсь на адской сковороде в воспаленном сознании муженька и его женушки, укутанных в хлопчатые саваны и прикрытых соломенными шляпами.

От их отеля, последнего на топламе, до пристани Гюмбета было пять минут пешего хода, и это опять-таки подлило масла в огонь гнева «хэбэшной» парочки.

GUIDE_20160924_0002

От этого никто не застрахован

 

В то утро мне подкинули топламу с кучей отелей в разных концах полуострова. Ничто не предвещало грозы. На бодром «минике» я добралась до первого отеля в Тургутрейсе, зашла в лобби, ищу своих клиентов. Смутные отголоски беды закрались в мое сознание, когда прошло 10 минут со времени PickUp Time’а, указанного в программе*. Со всей очевидностью я осознала, в каком дерьме нахожусь, после того, как одна из пяти туристов, заявленных на эту яхту, по телефону голосом удивленным и немного испуганным сообщила:

А у нас через неделю яхта! Сегодня мои мужчины уехали на Памуккале.

Горькая правда всплыла наружу: офис ошибся, напутав даты в программах и подсунув мне «лишних» туристов.

Я резко снялась с места и галопом погнала своего турецкого драйвера** в следующий отель. Но, как нетрудно догадаться, небольшая задержка в первом отеле наложила свой фатальный отпечаток на всю топламу, и к финишу я прибыла с 30-минутным опозданием и комплексом лузера.

Тут-то «хлопчатобумажная» пара и высказала все, что думает об «Орхестре» и иже с ними. Мне осталось лишь мелкодушно похихикать, увидев их неподдельное изумление при виде пристани, куда они могли дойти пешком. Кстати, на обратном пути они так и сделали, даже не попрощавшись.

Честному гиду в работе может подгадить что и кто угодно. Дороги. Жара. Собаки. Лодки. Водители. Пожары. Офис. Субподрядчики. Офис. Субподрядчики. Офис. Шеф.

 

Яхты на проезжей части и другие напасти

 

Должна признать, у меня практически не было ситуаций, из которых я не вышла бы победителем. Может быть, это оттого что я всегда чувствую себя предводителем на поле сражений, полководцем, воздевшим острый клинок и орущим: «На смерть!». Аура воительницы сама разруливает мои проблемы.

Раз я везла туристов с экскурсии обратно в их отель в Ичмелере. Туда ведет одна-единственная узкая и извилистая дорожка: поворот на повороте мимо ВЕРФИ. И вот мы встали в пробке. Ее причину нельзя было не заметить: впереди посреди дороги растянулась огромная яхта. Махина перегородила тропу по диагонали, пробраться — ну, никакой возможности. Несколько потных трудяг тросами тянули ее на деревянные катки, другие пытались сдвинуть судно спецтехникой. Крики, скрежет, пыль, горячий ветер. Одним словом, мрак полнейший.

Моему водителю было все равно, он заснул, туристы за спиной тоже подремывали. Когда мне надоело ждать, я двинулась в эпицентр событий в надежде хоть как-то повлиять на ситуацию. И что же? Чудо свершилось — почти сразу же славные турецкие мастера сместили-таки посудину в сторону, проложив наш путь к свободе.

Как вы пошли туда, так мы сразу поехали! — воскликнули оживившиеся туристы, приветствуя мое появление в «минике».

А то. Волшебство, да и только.

В другой раз я с пассажирами стартовала из дельфинария, и мы ехали очень неплохо, пока туристы не начали жаловаться на кондиционер:

Ох, жарко, а можно прибавить?

И водитель прибавил: кондишн*** сдох, а «миник» встал. Жара же в те дни не уставала поражать своей бескомпромиссностью.

Недолго думая, звоню девочке-гиду, которая должна вот-вот выехать из дельфинария на своем транспорте. По счастью, успела и вместе со своими страдальцами загрузилась в ее автобус, оставив своего несчастного водилу посреди дороги.

Спасла туристов от медленной смерти под солнцем и получила за это втык от процесс-контроля Ахмета, который раз десять прогудел в трубку что-то на тему «надо сначала мне звонить, я решу вопрос, транспорт же не твой» и т.д.

 

Как однажды влип гид Адвар

 

К концу сезона гиды подустали, ошибаться начали даже самые стойкие воины «Орхестры». Однажды русоволосый «юноша бледный со взором горящим» по имени Адвар, «виайпи-тургайд» (так он сам себя называл), проснулся утром, взглянул в программу и почему-то решил, что ему надо забрать туристов в отеле Journey Torba, хотя на листе черным по белому было написано Journey Bodrum (а это совсем в другой стороне). Адвар собрался, как обычно, и сначала без происшествий собрал два гюмбетовских отеля, а делал он топламу на Эфес.

Какой следующий отель? — поинтересовался драйвер.

Journey Torba, — сказал Адвар, не посмотрев программу.

От Гюмбета до Торбы они добрались за 20 минут. Тщетно потратив время на поиски гостей, наш неутомимый виайпи-гайд**** бросился к ресепшену, те, похоже, сразу смекнули, в чем дело, и с милой улыбкой поинтересовались, а какой же номер комнаты указан в программе Адвара. Оказалось, не то, что номер, но и сам отель в ней другой.

Прозрев и осознав, что к его шее медленно, но верно приближается карающий меч Рамиза, парнишка метнулся к автобусу, не имея понятия, где находится злосчастный Journey Bodrum. На уши были подняты все: и водитель, и офис, и шеф, которому начали названивать возмущенные туристы, примерно ждущие гида в лобби.

Шеф звонит и спокойно спрашивает, где я, — рассказывал потом Адвар. — «В Джёрни Торбе», — говорю, а он: «А в программе что?». Я говорю: «Бодрум», он говорит: «Ну и п#здуй туда»!

Адвар уже готов был совершить невозможное и доставить заждавшихся постояльцев гостиницы за 10 минут из Гюмбета на Торбу, куда на всех парах катил биг бас. Однако Рамиз решил иначе, отправив в отель другого каптана*****. Адвар счастливо избежал встречи с туристами, опоздавшими из-за него на полчаса к автобусу, и штрафа в 200 долларов, которым его пугал шеф.

 

Почему жалобы гостей неэффективны

 

Туристы после такого любили строчить в орхестровские анкеты кляузы на нерасторопных гидов и несвоевременный транспорт. Лучшим решением проблемы было не раздавать анкеты ВООБЩЕ.

В конце сезона я выбросил кило 5-6 анкет, — признался Адвар.

Да и я, когда освоилась, стала пренебрегать скучной бумажной рутиной. Раздай-ка штук 40 анкет, закрась-ка потом кружочки за туристами, которым лень самим это делать!

Анкетная возня, бич всего ложмана, кое для кого обрела формы поистине катастрофические. В середине сезона анталийский офис вдруг начал их возвращать. Оказалось, кто-то неправильно заполнил, недозакрасил, не проставил все нужные цифры, а у них, видите ли, компьютер такие не читает.

Почему офис «невзлюбил» Амилю, так никто и не понял. Девочка очень старательная, ответственная, прямо-таки образцовый гид, анкетки раскрашивала тщательно и с душой. Однако они возвращались с завидным постоянством, доводя бедняжку до отчаяния.

Справедливости ради надо сказать, вся эта бумажная возня, поломки в дороге и накладки в программах — ничто по сравнению с человеческим фактором. Подлей всего по отношению к людям могут быть только другие люди.

О том, с кем держать ухо востро, с кем не стоит сближаться и кому можно доверять, я поведаю в следующей истории.

Пристегните ремни!

 

Смотрите также Словарь профессионализмов бодрумских гидов

 

* англ. pick up time — время, когда гид должен встречаться с туристами в их отеле, указывается и в программе гида, и в экскурсионном билете туриста

** англ. driver — водитель

*** англ. condition — состояние; искаженный англицизм, на жаргоне гидов означающий «кондиционер»

**** англ. VIP-guide

***** турецк. kaptan — досл. капитан, так в Турции называют водителей автобусов, маршруток, такси

||||| Like It 1 |||||

Добавить комментарий

Войти с помощью: